Ирина Жилавская

Медиа – это то, чем я занимаюсь всю свою сознательную жизнь, и что считаю самым главным

И.В. Жилавская

Ирина Владимировна Жилавская

24.09.1955 – 27.05.2021

Выдающийся ученый, исследователь, журналист, медиапедагог, общественный деятель Ирина Владимировна Жилавская стала одним из самых уважаемых и известных людей своего времени в области развития медиаобразования в Российской Федерации. В течение всей научной, журналистской и педагогической деятельности она издала сотни трудов по медиаобразованию, медийно-информационной грамотности и педагогике. Разработала систему развития медийно-информационных компетенций (Дорожная карта МИГ).


Ирина Владимировна сформулировала «Теорию всеобщих медиа», является автором и разработчиком новых понятий в теории медиа и медиаобразовании: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности, медиаампутанты и др. Она закрепила их как в отечественной науке, так и на международном уровне.


Ирина Владимировна трагически ушла из жизни 27 мая 2021 года (COVID-19)

Профессиональная деятельность

2019 – до последних дней жизни – руководитель Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан» при МПГУ
2017 – до последних дней жизни – заведующий кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ
2014 – до последних дней жизни – редактор электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»
2014 – до последних дней жизни – президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО)
2015-2017 – заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Медиа-информационная грамотность и медиаобразование граждан в целях социальных преобразований и межкультурного диалога»
2010-2015. – зав. кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
2004-2010 – директор НОУ ВПО «Томский институт информационных технологий».
2006-2010 – доцент, ТГУ, Международный факультет управления, кафедра социальных наук.
2003-2004 – начальник Управления по связям с общественностью ФГУП «Сибирский химический комбинат» (ЗАТО Северск Томской области).
2001-2003 – начальник Отдела по работе со СМИ Администрации Томской области.
1992-2001 – первый заместитель-ответственный секретарь главного редактора областной ежедневной газеты «Томский вестник».
1990-1992 – начальник отдела областной еженедельной газеты «Народная трибуна».
1983-1990 – ответственный секретарь, редактор, многотиражных газет г. Томска.
СФЕРА НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Медиа, медиаобразование, медийна грамотность, информационная грамотность, журналистика
НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Медиаповедение личности, коммуникация, экология медиапространства, трансформации в системе массмедиа, инновации в образовании, будущее медиа
АВТОР И РАЗРАБОТЧИК НОВЫХ ПОНЯТИЙ В ТЕОРИИ МЕДИА И МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
Информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности, всеобщая теория медиа
ТЕМА КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
«Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий» (специальность – 10.01.10, место защиты: Московский государственный университет, 2008 г.)

Достижения и поощрения

— Президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) (5 отделений: в Санкт-Петербурге, Барнауле, Оренбурге, Новосибирске, Самаре)
— Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
— Член правления Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ)
— Сертифицированный эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы
— Член Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития при Государственной Думе Российской Федерации
— Член Комиссии по информационной безопасности детей при Министерстве просвещения Российской Федерации
— Главный редактор международного электронного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»
— Член редакционного совета Издательства «Наука и культура» ИД «Панорама»
— Эксперт Фонда российской информационной политики (ФРИП)
— Член Евразийской ассоциации оценки качества
— Автор и руководитель Всероссийского фестиваля молодежной журналистики – «Золотое перо»
— Директор Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки»
Лауреат Премии по журналистике им. Виля Липатова (1989)
Медаль г. Томска «За заслуги перед городом» (2004)
Диплом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за большой вклад в продвижение и развитие Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2010)
Нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие в переписинаселения России 2002 года»
Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» РАЕ (2014)
Звание «Лучший преподаватель», «Лучший исследователь» МГГУ им. М.А. Шолохова за 2012, 2013, 2014 гг.
Почетные грамоты и благодарности мэра г. Томска и губернатора Томской области
Ирина Владимировна была истинным ученым, она горячо любила свою работу и учеников, и внесла неоценимый вклад в отечественное и международное образование. Ей удалось выстроить систему поддержки талантливых педагогов, создать условия для их научного и профессионального роста в области медиаобразования

В одном из последних интервью она так рассказывала о созданной ею научной школе:
«Устремленность в будущее – это отличительная черта нашей научной школы. Мы разрабатываем новые подходы к медиаобразованию, которое обращено в завтрашний день, ведь нам надо предвидеть то, каким будет новый мир, какими будут связи между людьми, людьми и машинами, какое влияние новые средства коммуникации будут оказывать на людей, от этого зависит практически все – экономика, политика, культура, общественные отношения, система образования. Вот мы с нашими магистрантами как раз и находимся на самом передовом рубеже социальных знаний»
Ирина Жилавская в 2009 году:
О себе скажу очень коротко. Имею удовольствие по жизни начинать новые проекты.

Новые газеты. «Народная трибуна». Это была первая демократическая газета в Томске. Тогда, в самые первые даже не годы, а месяцы перестройки, еще никто не знал, как все это будет и чем закончится. Как делать газету без партийных подпорок – идеологических, финансовых? Никто не понимал. Газета не выжила.

«Томский вестник». Лучшие годы. Настоящее строительство новой жизни. На ощупь, по интуиции создавали то, что на Западе уже давно и эффективно работало. Это была лучшая газета, лучший коллектив.

Социальный проект – фестиваль «Золотое перо». Сколько молодых журналистов прошло через его школу! Теперь уже и не сосчитать. Там на фестивале рождалась журналистская модель медиаобразования.

Управление по связям с общественностью Сибирского химического комбината. С чистого листа. Новая структура по информационной открытости закрытого предприятия.

Томский институт информационных технологий. С нуля. Вся идеология, система работы и содержание этого уникального образовательного учреждения были инновационными. Сегодня многое из наработок ТИИТ легло в основу деятельности Центра социальных коммуникаций и медиаобразования (Москва).
Сфера моих интересов простирается далеко за пределы медиаобразования. Но все они тесно связаны с коммуникациями, с человеческими отношениями, со страстным желанием найти взаимопонимание со всем миром и с самой собой.
Ирина Жилавская отработала заместителем главного редактора областной общественно-политической газеты «Томский вестник» почти 10 лет

«Томский вестник» — ежедневная газета, география распространения — г. Томск и Томская область, издавалась с 5-го июня 1990 по 31 декабря 2012 года.
«Томский вестник» был неоднократным обладателем региональных и всероссийских наград, в том числе первого места в номинации «Общественно-политическая республиканская, краевая, областная газета» по итогам Х фестиваля СМИ «Вся Россия-2005»
Фильм к юбилею Томского вестника, 2001 год
Исследовательские проекты и гранты
Руководитель ряда социологических исследований:
— «Молодежь и политика» (2007)
— «Влияние СМИ на молодежь» (2008)
— «Молодежь и медиа» (2008)
— «Молодежь в информационном пространстве закрытого территориального образования» (2009)
— «Проблемы национальной идентичности в молодежной среде» (2009)
— «Развитие и реализация потенциала молодежи Томской области» (2009, 2010)
— «Создание механизма сетевого взаимодействия школ г. Москвы на основе модели медиа-информационного пространства образовательного учреждения» (2012)
— «Особенности визуального восприятия медиатекста в СМИ» (2013)
— «Особенности формирования медиасреды малых городов России на примере г. Озёры Московской области» (2014)

Разработчик и исполнитель по проекту «Оказание комплекса образовательных услуг согласно Перечню мероприятий по социальному обслуживанию населения г. Москвы в части предоставления образовательных услуг. Направление 7. Разработка и внедрение информационных технологий в интересах развития образования. Мероприятие «Создание механизма сетевого взаимодействия школ г. Москвы на основе модели
информационного пространства образовательного учреждения» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011-2012).

Участник проекта Jean Monnet в рамках Эразмус+ программы с финансовой поддержкой Европейского Союза. Проект направлен на поиски новых методологий преподавания европейских идей и ценностях старшеклассникам во внеклассовых программах, включая визуализации (номер гранта: 2015–0860 / 063–002) (МПГУ, 2016).

Участник проекта. Госзадание Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № р-370 «Координация подготовки вожатских кадров и их сопровождения, создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления на федеральном уровне». Разработка методического пособия «Риски интернет-коммуникации детей и молодежи». Участник группы разработчиков компетентностной модели Консультанта в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 682н.

Участие в образовательных проектах
Автор и разработчик медиаобразовательных программ и семинаров для руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов, школьников, чиновников, журналистов, депутатов, представителей НКО и бизнеса: «Основы информационной культуры», «Журналистика и интернет», «Мультимедийное пространство образовательного учреждения», «Основы коммуникации», «Журналистика для школьников», «Основы медиакультуры», «Как общественности работать со СМИ», «Медиашкола для парламентария», «Школа блогера» и т.д.
Автор и разработчик программы для учителей и родителей «Экология интернета».
Разработчик спецкурсов для вузов «Основы коммуникационного менеджмента», «Деловые коммуникации», «Новые технологии работы с аудиторией», «Современные системы СМИ», «Медиаобразовательные технологии СМИ», «Сетевая журналистика».