Однако в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается идеологически окрашенное определение «стенгазеты» – «вывешиваемая на стене рукописная или машинописная газета, орган местной общественной организации
».[6] В нем самодеятельное, часто индивидуальное творчество, уже привязывается к социальному институту.
Представления о том, какой должна быть стенная газета постоянно менялись. Как массовый культурный феномен, стенгазета распространяется в России в связи с общей демократизацией печати в эпоху НЭПа. В это время нет общих требований к оформлению стенгазет, поэтому, несмотря на попытки ввести в обязательную практику написание в верхней части газеты лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и название выпускающей организации, многие стенгазетчики не считают нужным это делать.
После XIII съезда ВКП(б) (май 1924), который специально обсудил вопросы организации стенгазет, проводятся многочисленные конкурсы стенновок на всесоюзном, республиканском, городском и других уровнях. Именно в середине 20-х гг. созданы наиболее подробные описания стенных газет, объясняющие, как создавать кружок селькоров (рабкоров, юнкоров) при стенгазетах и каковы основные принципы их оформления.
С этого времени стенная газета в СССР становится газетой трудового, студенческого, ученического коллектива либо воинского подразделения. Материалы стенных газет отражали борьбу за выполнение производственных заданий и социалистических обязательств, за укрепление трудовой дисциплины, высокую успеваемость и коммунистическое воспитание учащихся, за лучшие результаты в боевой и политической подготовке войск. Выпуск стенной газеты осуществляла избранная на общем собрании коллектива редакционная коллегия, возглавляемая редактором. Она осуществляла планирование отдельных номеров, опираясь при этом на актив рабочих, сельских, юных корреспондентов.
КПСС, как правящая партия, рассматривала стенную печать в качестве важной составляющей своей идеологической и организаторской работы. Партийные комитеты, бюро непосредственно направляли деятельность редколлегий. В резолюции XIII съезда РКП (б) «О печати» (1924) и постановлении Оргбюро ЦК РКП (б) «О стенных газетах» (1924) отмечалось возрастающее значение стенной печати в социалистическом строительстве, указывалось на необходимость ее всемерного развертывания. Значительное внимание вопросам стенной печати ЦК партии уделил также в постановлениях «Очередные задачи партии в области рабселькоровского движения» (1926), «О перестройке рабселькоровского движения» (1931), «Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати» (1958). В ходе социалистического строительства стенные газеты зарекомендовали себя как помощники партийных организаций, как эффективное средство идеологического воздействия. В 1975 в СССР издавалось около 2 млн. стенных газет и оперативных приложений к ним — «боевых листков», «молний», сатирических листков и т.д. Десятки миллионов людей были заняты в стенной печати в качестве авторов, участников рабселькоровских рейдов и постов. Методическую помощь и профессиональную учебу активистов стенной печати осуществлял журнал «Рабоче-крестьянский корреспондент», который долгое время издавала редакция газеты «Правда».
При этом следует подчеркнуть, что вся эта многогранная и организованная деятельность имела мало общего с медиаобразованием, о котором мы говорим сегодня. Она являлась лишь организационной предпосылкой явления, которое возникнет только с развитием медиакоммуникаций уже ближе к концу XX века.
В первые годы советской власти на фоне непрекращающейся полемики по поводу «нового советского учебника» эксперименты, имеющие отношение к образованию в сфере медиа, проводились в школах. В стремлении обеспечить школьников актуальной информацией о производственных успехах первой пя
тилетки, об опыте детско-коммунистического движения в школах появились первые «журналы-учебники».[7] Их задача состояла в расширении рамок старых академических учебных книг и привлечении в образовательный процесс живой, дышащей энергией революции, социалистической действительности. В предисловии «От редакции» к первому из серии сборников-бюллетеней «Советской школе новый учебник» говорилось «Воспитание в Советской России перестает быть учебой и становится школой самодеятельности, школой активного трудового опыта». [8]С.О. Каменев в своей статье «О новом учебнике», подчеркивал, что «наряду с рабочей книгой, следовало бы приспособить для школы, для пионеротряда самый подвижный, диалектически конструирующийся печатный аппарат – еженедельную детскую газету или ежемесячный детский журнал. Вместе с редакцией учитель, безусловно, сможет оформить содержание газеты с таким расчетом, чтобы оно отвечало рабочим планам школы».[9] Речь шла не просто о детско-юношеской литературе, а именно об издании учебных журналов и газет. В 1930 году в Ленинграде тиражом 100 000 экз. вышел первый номер журнала-учебника под названием «Юные ударники», в котором рассказывалось об истории и успехах Путиловского завода, строительстве тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Ростове-на-Дону и т.д. Далее тираж «Юных ударников» вырос до 500 000 экземпляров. В том же году в Новосибирске начал выходить журнал-учебник «Юным строителям Сибири» в Новосибирске, в Хабаровске – «Красный маяк», в Москве – «Школьная бригада», в Симферополе – «Юные ударники Крыма».