Ирина Жилавская

Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования: монография / И. В. Жилавская

В монографии дается широкая картина тех изменений, которые происходят в системе медиаобразования в условиях глобальных социальных и технологических трансформаций. Речь идет об изменениях в теоретико-методологических основах медиаобразования – ключевых концепциях, теориях и моделях данного вида образования и, как следствие, в принципах и подходах, направлениях и структуре медиаобразования. Значительное место уделяется системным и институциональным трансформациям, а также новым методам формирования медиаобразовательных программ.


Книга адресована студентам бакалавриата и магистратуры, которые обучаются на профильных и непрофильных направлениях подготовки, а также всем, кого интересует тема медиаобразования и медийно-информационной грамотности.

От автора


Современное медиапространство представляет собой комплекс сложных систем, связь между которыми осуществляется с помощью различных средств коммуникации. Эти средства мы называем медиа. Они выделяются в особый комплекс подсистем, объединенных общими функциональными особенностями, обеспечивающими взаимодействие всех участников информационных отношений.


Интеграционный характер медиа способствует развитию таких областей знаний, как медиакультура, медиапсихология, медиафилософия, медиаграмотность, медиаобразование и т.д. Все они в настоящее время претерпевают существенные изменения, связанные с различными факторами технологического, политического, экономического характера.

Мы представляем вниманию читателей анализ трансформации системы медиаобразования, как одной из наиболее чувствительных к глобальным изменениям, происходящим в обществе.


Актуальность изучения данных трансформаций обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, в силу смысловой перегруженности уточнения требует сам термин «медиа», по поводу которого исследователи ведут непрекращающиеся дискуссии. Постоянно расширяющееся медиапространство побуждает ученых и практиков вновь и вновь обращаться к теории медиа, которая сегодня представляет собой живописную палитру нормативных теорий массовой коммуникации. При этом за пределами традиционного дискурса остается огромный массив разного рода немассовых медиа, которые существенно влияют на формирование медиаграмотности человека и всю систему медиаобразования.

Во-вторых, в ситуации нарастающей неопределенности, в условиях постоянных модификаций в системе медиа исследователи неизбежно оказываются в состоянии перманентного пересмотра теоретических основ медиаобразования. Само определение понятия представляет собой, скорее, точку пересечения индивидуальных интересов, чем логически выстроенную и непротиворечивую концепцию.


Обилие трактовок создает серьезные трудности в этой сфере исследований. Еще вчера казавшиеся убедительными, уходят в небытие устаревающие идеи, иные, наоборот, получают развитие, на смену сложившимся представлениям приходят новые, которые требуют более глубокого обоснования и апробации.


При этом уже сейчас очевидно, что и новое знание заключает в себе внутреннюю нестабильность в связи со стремительно меняющимся миром.


В-третьих, в первой четверти XXI в. в результате разворачивающейся на наших глазах информационной революции в мире происходят колоссальные изменения в технологическом укладе жизни, во взаимодействии политических систем, в восприятии человеком окружающей действительности. Беспрецедентным вызовом системе образования стал обрушившийся на человечество вирус COVID-19, который привел в движение дремавшие до поры внутренние резервы цифровизации. Он запустил механизмы дистанционной коммуникации, инфодемии, новой этики.


В этих условиях наблюдается существенное противоречие между теоретическими основами медиаобразования, сформировавшимися в индустриальном обществе, традиционными практиками, которые обеспечивают текстоцентрический подход к медиаобразованию, и современными представлениями о функционировании медиа, новыми коммуникационными стратегиями и, соответственно, новыми стратегиями медиаобразования. Это внутреннее противоречие дает мощный импульс к развитию и формированию современной системы медийного образования, соответствующей тем глобальным изменениям, которые происходят сегодня в обществе.


Предлагаемая вниманию читателей монография явилась результатом многолетних размышлений автора над тем, какое место занимает человек в современном медиапространстве, что связывает его с другими людьми и со всем обществом в целом, кто и что оказывает воздействие на личность и заставляет ее совершать определенные поступки. Медийное образование помогает ответить на эти вопросы.

Конечно, оно не панацея. Мы предлагаем всего лишь иной угол зрения, который позволяет увидеть мир таким, каким вы его раньше не видели, либо не замечали, либо не хотели замечать. Это новый ракурс видения всего происходящего со всем миром и с каждым из нас.


Жилавская, Ирина Владимировна





Ж72 Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования : монография / И. В. Жилавская. – Москва : МПГУ, 2021. – 368 с. : ил.

ISBN 978-5-4263-1043-8 УДК 37.011 ББК 74.044

DOI: 10.31862/9785426310438 © Жилавская И. В., 2021

От автора

Современное медиапространство представляет собой комплекс сложных систем, связь между которыми осуществляется с помощью различных средств коммуникации. Эти средства мы называем медиа. Они выделяются в особый комплекс подсистем, объединенных общими функциональными особенностями, обеспечивающими взаимодействие всех участников информационных отношений.

Интеграционный характер медиа способствует развитию таких областей знаний, как медиакультура, медиапсихология, медиафилософия, медиаграмотность, медиаобразование и т.д. Все они в настоящее время претерпевают существенные изменения, связанные с различными факторами технологического, политического, экономического характера.

Мы представляем вниманию читателей анализ трансформации системы медиаобразования, как одной из наиболее чувствительных к глобальным изменениям, происходящим в обществе.
Актуальность изучения данных трансформаций обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, в силу смысловой перегруженности уточнения требует сам термин «медиа», по поводу которого исследователи ведут непрекращающиеся дискуссии. Постоянно расширяющееся медиапространство побуждает ученых и практиков вновь и вновь обращаться к теории медиа, которая сегодня представляет собой живописную палитру нормативных теорий массовой коммуникации. При этом за пределами традиционного дискурса остается огромный массив разного рода немассовых медиа, которые существенно влияют на формирование медиаграмотности человека и всю систему медиаобразования.

Во-вторых, в ситуации нарастающей неопределенности, в условиях постоянных модификаций в системе медиа исследователи неизбежно оказываются в состоянии перманентного пересмотра теоретических основ медиаобразования. Само определение понятия представляет собой, скорее, точку пересечения индивидуальных интересов, чем логически выстроенную и непротиворечивую концепцию.

Обилие трактовок создает серьезные трудности в этой сфере исследований. Еще вчера казавшиеся убедительными, уходят в небытие устаревающие идеи, иные, наоборот, получают развитие, на смену сложившимся представлениям приходят новые, которые требуют более глубокого обоснования и апробации.

При этом уже сейчас очевидно, что и новое знание заключает в себе внутреннюю нестабильность в связи со стремительно меняющимся миром.

В-третьих, в первой четверти XXI в. в результате разворачивающейся на наших глазах информационной революции в мире происходят колоссальные изменения в технологическом укладе жизни, во взаимодействии политических систем, в восприятии человеком окружающей действительности. Беспрецедентным вызовом системе образования стал обрушившийся на человечество вирус COVID-19, который привел в движение дремавшие до поры внутренние резервы цифровизации. Он запустил механизмы дистанционной коммуникации, инфодемии, новой этики.

В этих условиях наблюдается существенное противоречие между теоретическими основами медиаобразования, сформировавшимися в индустриальном обществе, традиционными практиками, которые обеспечивают текстоцентрический подход к медиаобразованию, и современными представлениями о функционировании медиа, новыми коммуникационными стратегиями и, соответственно, новыми стратегиями медиаобразования. Это внутреннее противоречие дает мощный импульс к развитию и формированию современной системы медийного образования, соответствующей тем глобальным изменениям, которые происходят сегодня в обществе.

Предлагаемая вниманию читателей монография явилась результатом многолетних размышлений автора над тем, какое место занимает человек в современном медиапространстве, что связывает его с другими людьми и со всем обществом в целом, кто и что оказывает воздействие на личность и заставляет ее совершать определенные поступки. Медийное образование помогает ответить на эти вопросы.
Конечно, оно не панацея. Мы предлагаем всего лишь иной угол зрения, который позволяет увидеть мир таким, каким вы его раньше не видели, либо не замечали, либо не хотели замечать. Это новый ракурс видения всего происходящего со всем миром и с каждым из нас.

Жилавская, Ирина Владимировна©

Жилавская, Ирина Владимировна©
Ж72 Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования : монография / И. В. Жилавская. – Москва : МПГУ, 2021. – 368 с. : ил.
ISBN 978-5-4263-1043-8 УДК 37.011 ББК 74.044
DOI: 10.31862/9785426310438 © Жилавская И. В., 2021