Ирина Жилавская
Медиаобразование
современные

XIII Всероссийская научно-практическая конференция имени Ирины Жилавской

Медиаобразование как одно из перспективных направлений в образовательной сфере позволяет специалисту любого направления и уровня быть наиболее востребованным на рынке труда и отвечать актуальным запросам работодателя (И.В. Жилавская, 2021).

2022:
в развитии образования
тенденции
23-24.09
Цель конференции
Темы для обсуждения
Участники
Основная мысль

Обсуждение и выявление современных тенденций медиаобразования, как важнейшего аспекта социализации и социального поведения человека. Как научно-практическая деятельность, медиаобразование находится на стыке журналистики и педагогики, что отражается в отборе принципов и средств реализации обучения, а также в методах исследования различных направлений медиаобразования.

Ключевые вопросы

  • Региональные модели развития медиаобразования.
  • Медиаобразование на факультетах журналистики и в педагогических вузах – перспективы развития.
  • Медиапедагог 2030: система профессиональной подготовки и варианты саморазвития
  • Медиаклассы в школах: какой вектор выбрать.
  • Роль некоммерческих организаций в продвижении медиаграмотности.
  • Медийно-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога и медиаспециалиста (soft skills).
  • Информационная культура и информационная безопасность.
  • Медиаобразовательные технологии как инструмент воспитательной работы.
  • Расширенная реальность в медиаобразовании: геймификация, виртуальная и дополненная реальность и игровые пространства.
  • Медиацентр как медиаобразовательная технология по формированию коммуникативных компетенций школьника и студента.
  • Информационная культура в корпоративном секторе.
  • Медиаобразование как трамплин к новым профессиям.

Ключевые вопросы
  • Региональные модели развития медиаобразования.
  • Медиаобразование на факультетах журналистики и в педагогических вузах – перспективы развития.
  • Медиапедагог 2030: система профессиональной подготовки и варианты саморазвития
  • Медиаклассы в школах: какой вектор выбрать.
  • Роль некоммерческих организаций в продвижении медиаграмотности.
  • Медийно-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога и медиаспециалиста (soft skills).
  • Информационная культура и информационная безопасность.
  • Медиаобразовательные технологии как инструмент воспитательной работы.
  • Расширенная реальность в медиаобразовании: геймификация, виртуальная и дополненная реальность и игровые пространства.
  • Медиацентр как медиаобразовательная технология по формированию коммуникативных компетенций школьника и студента.
  • Информационная культура в корпоративном секторе.
  • Медиаобразование как трамплин к новым профессиям.
УЧЕНЫМ
Трансляция своих научных идей и взглядов, обмен опытом. Поиск новых направлений в разработке темы медиаобразования, медийной и информационной грамотности, медиа, коммуникации и т.д. Публичная научная активность.
Педагогам
Получение более глубоких знаний по предлагаемой теме и специализации. Возможность общения со спикерами. Сбор полезных материалов для своей работы. Вариативность развития в выбранном направлении. Презентация своих проектов.
Журналистам
Понимание трендов в сфере медиа и медиаобразования. Более глубокий анализ предлагаемых докладчиками тем (обзоры и исследования). Вариативность своего развития в направлении медиаобразования. Поиск и общение со спикерами.
Управленцам
Понимание векторов развития в области медиаобразования. Поиск новых форм и методов для внедрения в своих регионах и учреждениях. Заключение партнерских отношений и выстраивание эффективных контактов.
Студентам
Возможность в определении темы для дальнейшей научной и практической работы. Понимание трендов в сфере медиа. Установление новых связей. Развитие личных и профессиональных качеств. Выбор будущей профессии.
Организаторы
Под эгидой российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Партнеры
Программа
Пленарное заседание
Пленарное заседание «Медиаобразование 2022: современные тенденции в развитии образования»
Секция для допобразования
Секция «Медиаобразовательные технологии как инструмент воспитательной работы»
Организатор секции: Ассоциация специалистов медиаобразования

Учреждения дополнительного образования, в отличие от общего образования, активнее внедряют различные формы работы, направленные на формирование медийно-информационной грамотности у подростков и молодежи. Эта просветительская работа затрагивает не только медиастудии и творческие мастерские, где ведется обучение навыкам создания различных видов контента, но и различные форумы и фестивали для молодежи и работающих специалистов. В рамках секции планируется обсудить наиболее успешные инструменты по внедрению медиаобразовательных технологий, а также обменяться опытом по применению медиаобразовательных практик в сегменте дополнительного образования.
Секция по медиаклассам
Секция «Медиаклассы в школах: какой вектор выбрать»
Организаторы секции: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциация специалистов медиаобразования 
Модератор: Ольга Петровна Жилавская, директор Лаборатории интегрированных коммуникаций, эксперт Ассоциации специалистов медиаобразования

Понимание необходимости внедрения медиаобразовательных технологий в процесс обучения школьников, обучению их медийной и информационной грамотности мы осознали в первой половине 2022 года. Необходимость создания в школах медиаклассов, организации уроков по медийной и информационной грамотности, повышения уровня МИГ у педагогов теперь стало ясным не только педагогам, но и в административных кругах и у родителей.
  • Какими способами можно решать вопрос повышения уровня МИГ у школьников?
  • Как открыть и какие программы внедрять в школах в рамках медиакласса?
  • Медиаклассы это только журналистика или понятие включает более широкий спектр вариантов?
Об это будем говорить с представителями сферы в рамках секции.
Секция для НКО
Секция «Роль некоммерческих организаций в продвижении медиаграмотности»
Организатор секции: Ассоциация специалистов медиаобразования
Модератор: Леонид Владиленович Барков, исполнительный директор АСМО

И.В. Жилавская постоянно подчеркивала, что медийно-информационная грамотность должна стать повсеместным явлением, прийти в семьи, во дворы, в профессиональные сообщества. Наиболее эффективным институтом этого процесса является некоммерческий сектор, а именно союзы, ассоциации, фонды и различные организации.
  • Роль некоммерческого сектора в развитии медиаобразования и формирования медийной и информационной грамотности у населения.
  • Динамика активности организаций некоммерческого сектора в формировании информационного поля. Ответственность за медийный контент.
  • Практический опыт применения медиаобразовательных технологий в НКО.
Секция про инновационные технологии в МО
Секция «Расширенная реальность в медиаобразовании: геймификация, виртуальная и дополненная реальность и игровые пространства»
Организатор секции: Учебно-научный центр медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета
Модератор: Анна Анатольевна Морозова, директор Учебно-научного центра медиаобразования ФЖ ЧелГУ, к. филол. н.

Традиционно одной из основ медиаобразования являются тенденции трансформации современной медиасреды. Иммерсивные технологии, виртуальные собеседники, алгоритмы искусственного интеллекта - уже не будущее, а реальность, преимущества и риски которой нужно изучить с целью их интеграции в теорию и практику медиаобразовательной деятельности.
Лаборатория для медиапедагогов
Методическая лаборатория «Медиапедагог 2030: система профессиональной подготовки и варианты саморазвития»
Организатор секции: Кафедра журналистики Новосибирского государственного педагогического университета

В рамках лаборатории медиапедагоги и специалисты в сфере медиаобразования, основываясь на разборе практических кейсов и авторских медиаобразовательных проектов, будут формулировать ответы на следующие вопросы:
  • Зачем современным педагогам нужно погружаться в специфику медиаобразования?
  • Какие компетенции должны быть сформированы у медиапедагога? Как их эффективно формировать и реализовать на практике?
  • Как сочетать формы профессиональной подготовки и выстроить маршрут саморазвития медиапедагога?
  • Что мотивирует современных специалистов заниматься саморазвитием в области медиаобразования?
  • Существуют ли проблемы обучения медиапедагогов с разным бэкграундом (журналисты, педагоги-предметники, сотрудники системы дополнительного образования и др.)?
  • Медиаобразовательные проекты в обучении: уникальный технология или универсальный подход?
  • Может ли магистратура по медиаобразованию выступать не только в роли образовательного, но и методического центра на городском, региональном, федеральном уровне?
Для корпоративных университетов
Секция «Информационная культура в корпоративном секторе»

Как показывает реальная практика, представители малого, среднего и крупного бизнеса пока не в полной мере отдают отчет в актуальности обучения персонала широкому спектру компетенций, объединенных понятием «информационная культура современного менеджера». Умение ускоренного поиска необходимых сведений, их корректной обработки и привлекательной презентации становится существенным конкурентным преимуществом компании, работающим на повышение ее репутационного капитала.
Корпоративные учебные центры в большинстве своем лишь присматриваются к сфере медиаобразования и лишь некоторые делают на этом поприще все более уверенные шаги.
Мастер-классы
Мастер-класс «Создание и структурирование коллекций контента для современного педагога»
Ведущие мастер-класса:
Оксана Силантьева, мультимедийный продюсер, руководитель Лаборатории мультимедийного опыта Silamedia, первый в России магистр мультимедийной журналистики (диплом Bournemouth University, Великобритания), член Академического совета программы «Медиакоммуникации» Высшей школы экономики
Продюсер проектов на стыке сфер медиа, образования и IT, эксперт по мультимедийному мышлению и ритмам медиакоммуникации, разработчик инновационных платформ для гибридного и интерактивного обучения и тренингов в смешанной реальности.

Анастасия Пахорукова, методист, педагогический дизайнер, разработчик образовательных программ лаборатории мультимедийного опыта Silamedia, член Ассоциации специалистов медиаобразования России, победитель Кубка мультимедийных чемпионов-2019
Профессиональные темы: геймификация и игровые механики в обучении; разработка практических пособий и упражнений по медиаграмотности; развитие soft skills; мультимедийные и интерактивные инструменты.

В мире переизбытка информации особую ценность приобретает не навык производить ещё больше контента, а умение структурировать, упорядочивать то, что уже создано. На мастер-классе мы поделимся опытом создания контент-коллекций, которые дают педагогу и преподавателю свободу педагогического творчества, обеспечивают вариативность и новизну каждого урока.
  • Участники мастер-класса не просто посмотрят со стороны на различные подходы к созданию коллекций контента, но и создадут прототипы своих собственных коллекций. Каждый участник мастер-класса получит пошаговый план, который поможет спроектировать свою коллекцию и наполнить её современными актуальными материалами.
  • Мастер-класс пройдет на интерактивной доске Miro. Для участия необходимо будет подключиться к мастер-классу через компьютер (смартфоны и планшеты не дают необходимого доступа к функциональности доски).
  • Тем, кто ещё не сталкивался с работой на доске Miro, рекомендуем интерактивный тренажёр, созданный ведущими мастер-класса https://miro.com/app/board/o9J_lfyIYlc=/ За 10 минут вы освоите ключевые приёмы, которые пригодятся на мастер-классе.
Дополнительные секции

Секции партнеров конференции. Программа будет дополняться – следите за обновлениями.
Раздел Спикеры постоянно пополняется
Вартанова Елена Леонидовна
Декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор, зав. кафедрой теории и экономики СМИ, академик РАО, научный руководитель Лаборатории продвижения и пиар-сопровождения педагогического образования РАО
Тулупов Владимир Васильевич
Декан факультета журналистики Воронежского государственного университета, заведующий кафедрой связей с общественностью, рекламы и дизайна, профессор, доктор филологических наук
Кузьмин Евгений Иванович
Зам. председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», руководитель Рабочей группы ЮНЕСКО/ИФАП по сохранению языков и развитию языкового разнообразия в киберпространстве, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат пед. наук
Шомова Светлана Андреевна
Доктор политических наук, профессор, Школа медиа Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ
Жилавская Ольга Петровна
Директор Лаборатории интегрированных коммуникаций, член Экспертного совета АСМО, председатель Оргкомитета конференции «Медиаобразование 2022»
Киуру Константин Валерьевич 
Профессор факультета журналистики Челябинского государственного университета, профессор Европейского Института PR (IEERP, Paris, France), доктор филологических наук, профессор, член Союза журналистов РФ, член РАСО
Барков Леонид Владиленович
Исполнительный директор Ассоциации специалистов медиаобразования, член Экспертного совета АСМО
Дубовер Денис Анатольевич
Декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Донского государственного технического университета, кандидат педагогических наук
Морозова Анна Анатольевна
Директор Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета, кандидат филологических наук
Шестерина Алла Михайловна
Профессор Высшей школы (факультета) телевидения Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, доктор филологических наук, профессор
Селютин Александр Анатольевич
Заведующий лабораторией цифровых гуманитарных исследований, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Челябинского государственного универстета, кандидат филологических наук
Силантьева Оксана Михайловна
Мультимедийный продюсер, руководитель Лаборатории мультимедийного опыта Silamedia, первый в России магистр мультимедийной журналистики (Bournemouth University), член Академического совета программы «Медиакоммуникации» ВШЭ
Толоконникова Анна Владимировна
Доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, куратор проекта «Медиакласс в московской школе» от факультета, кандидат филологических наук
Дунас Денис Владимирович
Ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент РАО, главный редактор журнала «Меди@льманах», кандидат филологических наук
Пахорукова Анастасия Игоревна
Методист, педагогический дизайнер, разработчик образовательных программ лаборатории мультимедийного опыта Silamedia, член Ассоциации специалистов медиаобразования России, победитель Кубка мультимедийных чемпионов-2019
Бабына Дарьяна Александровна
Аспирант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Варианты участия
Участник

Участие во всех мероприятиях конференции в качестве слушателя – статус участия «Участник». Формат конференции онлайн. Регистрация обязательна – доступ к мероприятиям только по ссылке.

01
Уточнения
К мероприятиям конференции относятся все события: пленарное заседание, секции, мероприятия организованные партнерами конференции. Программа будет пополняться и обновляться на сайте.

Для участия необходимо зарегистрироваться, заполнив все требуемые поля. После регистрации, в течение трех дней, на указанный при регистрации электронный адрес от Оргкомитета конференции (с адреса inlico@yandex.ru) поступит письмо с подтверждением регистрации. Ссылки для подключения к мероприятиям конференции, а также полная программа будут высланы 21 сентября. Во время мероприятий у участников будет возможность задавать вопросы докладчикам в чате.

Рекомендуем обратить внимание на «Пакет участника конференции», при регистрации выберите вариант «Участник + Пакет участника». Регистрация и условия участия аналогичны варианту «Участник», но в данном варианте, по итогам конференции, получаете на своей email электронный Пакет участника. В него входят: 
  • презентации спикеров и докладчиков конференции;
  • все видеоматериалы конференции для просмотра в удобное время;
  • литература по темам конференции, методические и справочные материалы рекомендованные спикерами и докладчиками;
  • сертификат участника конференции. 

По итогам конференции, все видеоматериалы буду выложены на канале Zhilavskaya в YouTube, а также на сайте конференции в отдельном плей-листе.
Докладчик
Участие в конференции в статусе «Докладчик» с выступлением на одной из секций конференции по Вашему выбору. Формат конференции онлайн. Регистрация обязательна – доступ к мероприятиям только по ссылке.
02
Требования
Для выступления с докладом необходимо отправить заявку в Программный комитет – для этого заполнить регистрационную форму. Заявки без темы выступления и развернутых тезисов к рассмотрению не принимаются. Заявка рассматривается в течение двух недель с момента поступления ее в Программный комитет. Очередность заявок рассматривается по мере поступления. Окончательный срок подачи заявки для выступления до 10 сентября.

При положительном решении Вы будете зарегистрированы в качестве Докладчика с предоставлением времени для выступления. Полный текст доклада должен быть выслан в адрес Оргкомитета не позднее 18.09.2022. При отрицательном решении, Программный комитет предложит зарегистрироваться в качестве Участника без возможности выступления (причины отказа ПК не разъясняет).

В заявке необходимо указать тему выступления, которая впоследствии будет указана в программе. Также в заявку вносятся тезисы выступления. Тезисы должны содержать пояснения актуальности Вашей темы выступления, краткий обзор доклада, включая информацию о представляемых результатах исследований, проектов и т.д. Объем тезисов не более 2500 знаков с пробелами.

В одной секции выступает не более 8 докладчиков. Увеличение числа спикеров на усмотрение Программного комитета, организатора и модератора секции. Тайминг выступления 15 минут, презентация обязательна. Презентация в формате pdf высылается в Оргкомитет в срок не позднее 18.09.2022 (включается в Пакет участника конференции).

Рекомендуем отдельно от заявки в качестве докладчика, зарегистрироваться в качестве участника, чтобы иметь доступ ко всем мероприятиям конференции.

По итогам конференции, все видеоматериалы буду выложены на канале Zhilavskaya в YouTube, а также на сайте конференции в отдельном плей-листе.
Партнер
Участие в конференции в статусе «Партнер конференции». Формат конференции онлайн. Данное участие может быть интересно организациям и учреждениям. Участие может быть программным, информационным или спонсорским.
03
Возможности
Организация может стать программным партнером конференции в качестве соорганизатора какого-либо мероприятия из программы конференции, а также может предложить к включению в программу конференции собственное событие: секция, мастер-класс, круглый стол, хакатон, дискуссия или иной другой формат. Для этого необходимо направить в Оргкомитет заявку. Рассмотрение заявки происходит в течение 2 недель с момента поступления заявки в Оргкомитет.

Являясь партнером конференции, логотип организации размещается на сайте конференции, мероприятие включается в программу конференции, итоговое видео мероприятия размещается на канале Zhilavskaya в YouTube, а также на сайте конференции в отдельном плей-листе.

Также предусмотрены варианты участия Информационный партнер и Спонсор конференции. Для этого в заявке необходимо выбрать соответствующий вариант. После поступления заявки в Оргкомитет с вами свяжутся представители конференции в течение трех дней.
Автор публикации

Публикация научной статьи в спецвыпуске, посвященном конференции, в сетевом научно-образовательном журнале «Медиа. Информация. Коммуникация» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-57299 от 17.03.2014). Реестр ISSN 2313-755X. Индексация в РИНЦ. Статьи журнала размещаются на eLIBRARY.RU. Дата публикации номера 22 сентября 2022 года.

04
Требования
К публикации приглашаются: научные работники и преподаватели вузов, педагоги, специалисты в различных областях науки, специалисты-практики, аспиранты, докторанты, соискатели, магистранты, студенты.

К публикации принимаются научные статьи по тематическим рубрикам:
  • Массовая коммуникация (10.01.10)
  • Язык как средство коммуникации (10.01.10)
  • Человек в информационном мире (05.25.05)
  • Лингвистические аспекты информации (05.25.05)
  • Теория медиа и медиаобразования (22.00.06)
  • Социология культуры (22.00.06)

Рекомендуется придерживаться темы XIV Всероссийской научно-практической конференции имени Ирины Жилавской «Медиаобразование 2022: современные тенденции в развитии образования», а также ключевых вопросов обсуждаемых на конференции.

Срок предоставления статьи до 10 сентября 2022 года. 

Принимаются статьи от 7 страниц. Статьи в форматах doc и docx, шрифт Times New Roman, размер – 12 пунктов. С более подробными требованиями оформления научной статьи для публикации, а также стоимостью публикации можно ознакомиться на сайте журнала, нажав кнопку «Опубликовать статью».

Все статьи проходят обязательное рецензирование, оригинальность текста должна быть не менее 75%.

Оплата публикации производится автором строго только после прохождения процедуры рецензирования и получения уведомления о принятия статьи к опубликованию.

В случае превышения лимита по количеству статей в одном спецвыпуске, к публикации будет подготовлен второй спецвыпуск журнала с датой выхода 22 ноября 2022 года. Статьи в спецвыпусках публикуются согласно очередности поступления их в редакцию.
Предыдущая конференция
Новости
Регистрация
Участник 

Участие во всех мероприятиях конференции. Формат онлайн, доступ по ссылке после регистрации. Ссылка для подключения поступит на электронный адрес 21.09.

Бесплатно
Зарегистрироваться
Публикация статьи

Публикация научной статьи в спецвыпуске в журнале «Медиа. Информация. Коммуникация» (индексация в РИНЦ, реестр ISSN 2313-755X, размещается в eLibrary, св-во ЭЛ № ФС 77-57299 от 17.03.2014).


Перед публикацией необходимо ознакомиться с требованиями к публикации.


Для участия в конференции в качестве участника – необходимо зарегистрироваться отдельно.

В описании требований
Публикация статьи
РЕГИСТРАЦИЯ
Вы регистрируетесь на все мероприятия конференции в статусе Участник

Заполните все поля регистрационной формы. После регистрации, на указанный Вами электронный адрес, от Оргкомитета конференции с адреса Inlico@yandex.ru поступит письмо с подтверждением о Вашей регистрации (в течение 3-х рабочих дней).


Отнеситесь к заполнению регистрационной формы очень внимательно. Указанные при регистрации данные не должны содержать ошибок или опечаток. Внося корректные данные, Вы гарантируете себе получение подтверждения регистрации и получение ссылок для подключения к конференции.

Личный email
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
Место работы (учебы)
Должность
Статус
(ученая степень, ученое звание, должность / студент, магистрант, аспирант)
Страна
Регион
Сфера, к которой относится ваша организация
Укажите, какие секции из представленных сейчас Вас наиболее интересуют?
Программа будет дополняться – следите за обновлениями на сайте. Присоединиться к новым секциям можно будет в процессе подключения, выбрав соответствующую ссылку.
Регистрируясь, Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.
РЕГИСТРАЦИЯ
Вы регистрируетесь на все мероприятия конференции в статусе Участник с дополнительной опцией – получение Пакета участника конференции (по итогам конференции).

Заполните все поля регистрационной формы. После регистрации и подтверждения оплаты Пакета участника, на указанный Вами электронный адрес, от Оргкомитета конференции с адреса Inlico@yandex.ru поступит письмо с подтверждением о Вашей регистрации (в течение 3-х рабочих дней).


Отнеситесь к заполнению регистрационной формы очень внимательно. Указанные при регистрации данные не должны содержать ошибок или опечаток. Внося корректные данные, Вы гарантируете себе получение подтверждения регистрации и получение ссылок для подключения к конференции.


После заполнения всех полей, нажимая на кнопку Зарегистрироваться, Вы будете направлены на форму онлайн-оплаты.

Личный email
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
Место работы (учебы)
Должность
Статус
(ученая степень, ученое звание, должность / студент, магистрант, аспирант)
Страна
Регион
Сфера, к которой относится ваша организация
Укажите, какие секции из представленных сейчас Вас наиболее интересуют?
Программа будет дополняться – следите за обновлениями на сайте. Присоединиться к новым секциям можно будет в процессе подключения, выбрав соответствующую ссылку.
Регистрируясь, Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.
ЗАЯВКА
Вы подаете заявку на участие в конференции в статусе Партнера

Заполните все поля регистрационной формы. После регистрации, в течение 1 недели с Вами свяжутся представители Оргкомитета конференции. 

ФИО контактного лица от организации
Личный номер телефона контактного лица
Личный email контактного лица
Название организации
Должность контактного лица
Вариант партнерства
В качестве программного партнера. Какое мероприятие предлагаете включить в программу конференции?
Укажите формат, название, цель мероприятия, кто планируется в качестве участников, кто планируется в качестве модератора, а также предполагаемые докладчики (если есть).
В качестве информационного партнера – какие условия предлагаете?
В качестве спонсора конференции – какие условия запрашиваете?
Регистрируясь, Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.