Медиапедагог или медиатьютор?

В настоящее время чрезвычайно актуальной становится проблема подготовки медиаобразовательных кадров. Возникает вопрос, а удовлетворяют ли требованиям современного медиаобразования специалисты, которых мы называем «медиапедагогами».

Более того, сегодня необходимо понять, в чем заключаются роль и функции медиапедагога: в организации внеучебной работы в форме киноклуба или фото-, видео-, радиостудии; в проведении со школьниками занятий по журналистике или в использовании инструментов медиа в проектной деятельности; в применении медиа на уроке или вне урока? Медиапедагог – это учитель-предметник, педагог дополнительного образования, старший вожатый, библиотекарь, завуч школы или же все современные педагоги должны быть медиапедагогами?

Такая вариативность, с одной стороны, усложняет понимание феномена медиапедагогики, с другой, открывает простор для творчества. Возможно, поэтому до сих пор не существует официальных документов, регламентирующих данную практику. В 2002 году была предпринята попытка институциировать деятельность специалистов в области медиаобразования. Учебно-методическое управление Министерства образования России по инициативе Таганрогского педагогического института зарегистрировало новую вузовскую специализацию 03.13.30. «медиаобразование» (в рамках специальности «социальная педагогика»). Однако новый Закон «Об образовании в РФ» исключил такое понятие как «специализация» из правового поля образования. Тем не менее, сегодня система допускает открытие, например, магистерской программы соответствующего профиля. В Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова (ныне МПГУ) с 2012 года существует магистратура по программе «Медиаобразование», в 2016 году в МПГУ открывается новая программа «Медиа- и информационная грамотность».

Не получив официального статуса, понятие «медиапедагог», тем не менее, распространилось в системе общего и дополнительного образования, термин «медиапедагогика» вошел в проблематику научных диссертаций, закрепился в названиях общественных организаций. В частности, одна из старейших в нашей стране ассоциаций в данной области именуется как «Ассоциация кинообразования и медиапедагогики».

Термин «медиапедагог», как специалист в области теории и практики медиаобразования, вошел в российский дискурс благодаря разработкам зарубежных, в особенности, европейских экспертов медиаобразования. В России он стал широко использоваться в 60-е годы XX века.

Однако к началу XXI века в образовательный обиход вошли такие понятия как медиатренер, медиамастер, медиавоспитатель, медиавожатый, медиазавуч. Это говорит о том, что образовательные организации испытывают потребность в особых специалистах, которые бы обеспечивали расширение учебного процесса в открытое информационное пространство, помогали каждому школьнику найти свою индивидуальную и наиболее эффективную траекторию в медиапространстве, с помощью медиаобразовательных технологий способствовали бы социализации подростка в медиасреде.

Мотивация преподавателя средней и высшей школы к повышению своей квалификации в области медиаобразования для него самого пока не является очевидной, в то время как формирующаяся многофункциональная медиасреда постепенно становится параллельной школой для детей и подростков. Отрыв традиционной системы образования от современной медиареальности становится все более критичным. Школа не выдерживает конкуренции с медиасредой, где по бесчисленному множеству каналов циркулируют колоссальные объемы информации.

Безусловно, плавание в этом море информации требует мастерства навигации. Далеко не все школьники обладают навыками эффективного поиска необходимой информации, ее анализа, отбора, оценки на достоверность, релевантность, качество. Как распознать манипулятивные технологии, как отличить факт от фейка, как вести дискуссию в цифровом пространстве так, чтобы никому не навредить. Эти и другие  медиакомпетенции можно приобрести лишь в результате целенаправленного медиаобразования.

Эффективным навигатором в медиапространстве для учащегося разного возраста может стать медиатьютор – человек, который знает и понимает процессы, происходящие в системе массмедиа, отношения производителя и потребителя контента, технологии воздействия на аудиторию и способы защиты от этого воздействия. Это специалист, который прекрасно ориентируется в медиасреде и способен провести школьника сквозь рифы и мели некачественного контента. Таким образом, медиатьютор – это специалист, профессионально владеющий разнообразными медиакомпетенциями, который сопровождает обучающуюся личность любого возраста и квалификации в процессе ее взаимодействия с медиапространством и в зависимости от ее информационных потребностей.

В России тьюторство стало профессией, исторически сложившейся особой педагогической должностью. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. Должностные обязанности тьютора и требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В школе тьютор организует персональное сопровождение учеников в образовательном пространстве профильного обучения, помогает разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее.

На основе этой профессии сегодня в медиаобразовательной среде появляется новый профессиональный концепт, который можно обозначить как медиатьюторство.  Медиатьютор помогает учащемуся выбрать индивидуальную траекторию медийного развития: какие книги журналы читать, какие фильмы смотреть, какую музыку слушать для того, чтобы уметь оценить качество информации, быть способным выразить свои мысли и донести их до своей аудитории, в целом повысить уровень медиа-информационной грамотности.

Естественно возникает вопрос, а чем, собственно, различаются между собой функции медиапедагога, медиатренера и медиатьютора, как специалистов в области медиаобразования? Различие есть, и существенное.

Медиапедагог находится в позиции вещательной, трансляционной, которая выражается в воспитании, патронате, формировании личности в соответствии с заданными свойствами. Это положение доминирования, дидактики, эмоциональное направление – сверху вниз, педагогика воздействия на объект.  Безусловно, среди тех, кого мы называем медиапедагогами, есть огромное количество современных, талантливых, творчески работающих специалистов. Мы же говорим сейчас о концептуальных положениях, которые помогают разобраться в новых терминах и новых реалиях.

Медиатренер находится в позиции профессионала-наставника, человека, который отрабатывает с детьми определенный набор навыков и умений. Его цель – научить школьника различным видам медиадеятельности, максимально передать свои профессиональные умения, подготовить молодого человека к выполнению конкретных задач.  Эмоциональное положение ученика – рядом с наставником, метод воспитания через целенаправленное действие. Это технологии сотрудничества, партнерства.

Медиатьютор находится в позиции куратора, сопровождающего тьюторанта в его индивидуальной образовательной траектории. Он работает в большей степени не с медиа и не с информацией, а с личностью, формулирующей свои образовательные запросы. Медиатьютор выступает скорее в роли старшего брата, который вовремя может подсказать правильное решение. Это постоянная навигация и корректировка маршрута в соответствии с потребностями школьника.

Принципиальное отличие медиапедагога, медиатренера от медиатьютора заключается в том, что первые исходят из заданных установок, требований и целей, которые сформулированы системой образования, в то время как последний – медиатьютор – изначально выстраивает свое взаимодействие с тьюторантом с позиции его индивидуальных запросов, внутренних побуждений, часто не вполне осознанной мотивации.

В России такие специалисты есть – в области кинообразования, в системе университетских дискуссионных клубов, школьных медиацентров и медиатек, в центрах дополнительного образования.

К примеру, совместными усилиями «Пермской синематеки», музеев и научно-методических подразделений педагогического и политехнического университетов города Перми был создан проект «Театр, кино, музей – для новой школы». Основной идеей проекта стала разработка методики подготовки специалиста для профильной школы – тьютора в сфере культуры, которого в дальнейшем стали называть  медиатьютором.

Известно, что одними из основных навыков, которые необходимы человеку для того, чтобы он мог реализоваться в ХХI веке, являются креативность, критическое мышление, коммуникабельность и сотрудничество. Они с успехом вырабатываются в системе медиаобразования. Все они, к сожалению, противоречат традиционной системе образования. Сгладить эти противоречия способен медиатьютор, который помогает школьнику в этих условиях быть креативным, а значит творчески подходить к любому делу, принимать неожиданные, нестандартные решения. Медиатьютор способствует развитию критического мышления, а, следовательно, подсказывает учащемуся, что не следует любую информацию принимать на веру, необходимо задавать вопросы, помогающие разобраться в проблеме. Задача медиатьютора – научить общаться, доносить до других свои мысли, идеи и уметь слушать других, а также эффективно работать в команде, быть способным при необходимости подчиняться, а в особых случаях – брать ответственность на себя.

Сопровождение тьютора предполагает выявление интереса тьюторанта по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного учащегося. Как нам представляется, в этой системе сопровождения не хватает существенной составляющей, без которой в современном медиатизированном обществе невозможна самореализация личности. Этот еще один вектор – медиа-информационный, являющийся ведущим в структуре социальных коммуникаций.

Методологически медиатьюторство может развиваться по двум направлениям. Во-первых, медиапедагоги на курсах повышения квалификации могут осваивать компетенции тьюторов, как специалистов, которые организуют условия для реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Изначально тьюторство строилось на процесс самообразования, что весьма созвучно медиаобразованию. Базовым процессом социальной практики медиатьютора в этой ситуации выступает процесс обретения социального опыта в условиях школьной редакции, медиацентра, телестудии и т.д. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный медиапродюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои проекты в социальную медиасреду.

Второй путь развития медиатьюторства заключается в освоении тьюторами, которые сегодня уже работают в некоторых школах, всего набора профессиональных медиакомпетенций. Получение дополнительных, чрезвычайно востребованных сегодня знаний и навыков позволит вывести институт тьюторства на новую ступень развития.  Продвижение подростка в медиасреде, его сопровождение в информационном пространстве в настоящее время должно стать неотъемлемой частью профессиограммы тьютора.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что, пока еще слабо осознанное, медиатьюторство активно нарабатывает свои практики и методологию. Этот процесс имеет тенденцию к развитию и нуждается в теоретическом осмыслении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *